Оформление аквариума: подходы и приемы
![]() |
Как и любое искусство, искусство оформления аквариума неисчерпаемо. |
|
Искусство оформления аквариума многоранно. Существуют различные стили, а здесь будет рассказано о необычном подходе. Он и неожиданный, и очевидный, а к результатам приводит удивительным... Судите сами! |
Леонардо да Винчи доказал, что живопись превыше всех искусств, потому что она обращается к самому благородному и божественному из наших органов - глазу. |
Поскольку рыбки не поют, а молчаливые по своей природе растения под водой даже листвой не шумят, можно с полной уверенностью утверждать, что художественное оформление аквариумов не менее благородное искусство, и обращено оно к нашему глазу.
Как и в любом искусстве, в оформлении аквариума можно выделить сложившиеся стили, наиболее известными из которых, являются Голландский Аквариум и стиль Такаси Амано (акваскейп). Считается, что рыбье население аквариума в этих направлениях не несёт важных эстетических функций.
В Голландском Аквариуме всю композицию и эмоциональный фон её восприятия создают именно без меры многочисленные растения. Все остальные элементы оформления аквариума оказываются скрытыми от глаз из-за чрезвычайно плотной засадки почти всей площади дна: и рельеф, и цветовые, и фактурные акценты создаются за счет растений разной формы, окраски и высоты.
Продуманные до совершенства композиции Амано строятся не только на утончённом подборе растений. Важно, что плотность засадки, которая тоже может быть очень высокой, не является самоцелью – это только средство достижения баланса в создаваемой картине, существенную роль в которой играют также коряги, камни, рельеф, но только не рыбы! В принципе, всё было бы очень красиво и без них. Восточная холодная созерцательность не требует движения – сад камней, например, живёт своей жизнью и без живых существ. Растения, конечно же, живые, но в условиях почти неподвижной воды аквариума они статичны, статична и вся композиция в целом. Кроме того, она ещё и сверхгармонична, ни один элемент не противоречит другому, всё взаимосвязано и всё подчинено общему замыслу, от перемены точки созерцания наблюдателя ничего не меняется. Рыбы здесь не нужны, разве что малоподвижные – совершенство статики не требует движения. Дух Востока – созерцание неподвижности.
А можно ли как-то по-другому оформить аквариум? Конечно же, да!
Как и любое искусство, искусство оформления аквариума неисчерпаемо. Подходов и ярких узнаваемых стилей может быть множество. Здесь мы представим ещё один, обладающий чёткой художественной оригинальностью – это стиль Евгения Боровика 1). Сам художник считает, что воспроизводит в своих композициях те или иные уголки природы: лесную поляну, берег реки, сосновый бор, гранитные валуны Карельского перешейка… - он называет свои аквариумы "пейзажными". Естественно, полной имитации здесь не требуется, важно передать настроение, эмоции. На первый план выходит тот факт, что художник стремиться отразить именно объекты живой природы, гармония которых динамична и проявляется различными своими гранями в зависимости от того, какая жизнь, какие цвета и формы заполняют выбранный природный фрагмент. Приведём пример (фото 1).
Небольшой аквариум, а именно в таком "поймать" и показать объём – труднее всего, так как пространства обычно катастрофически не хватает, представляет фрагмент кочковатой лужайки нашего северного леса. Ценители северной природы знают, как она бывает хороша в погожий летний день. Моховой покров-ковёр из риччии, кустики брусники – несколько выделяющихся по тону гигрофил впереди справа, упавшая сосновая ветка-наяс на заднем плане слева… Думаю, что нет смысла продолжать дальше, принцип разъяснён, и теперь Вы и сами можете продолжить эту игру... Не пугайтесь, если вдруг услышите резкий шорох из-под коряги - это всего лишь ящерица, которая грелась на камне и сбежала, почувствовав чей-то взгляд, да и, вообще, это только маленький аквариум!
Великий Дали, ссылаясь на еще более великого Леонардо, писал о том, что живопись обращена, прежде всего, к глазу, но хорошая живопись будит ассоциации, связанные и с другими чувствами, она эмоциональна. Так произошло и в нашем случае. Но мы имеем дело не с живописью, а с искусством оформления аквариума, и когда за дело берётся мастер, выясняется, что между ними очень много общего.
Итак, в летний день на лесной поляне кипит ПОДВИЖНАЯ жизнь (мухи, птицы, стрекозы, бабочки…), именно от нее зависит восприятие неподвижных объектов. Движение или яркое цветовое пятно привлекают внимание к отдельным деталям картины, изменяют планы восприятия, ощущение глубины, протяженности. Посмотрим на фото 2:
Конечно же, здесь под водой подвижными могут быть только рыбки. И своим движением они действительно изменяют картину! Вот стайка рыбёшек опустилась ко дну. Сразу открылся глазу нисходящий в нижний правый угол ряд лимонников, и "кочка" с камнем стала вдруг выше, а куст эхинодоруса за камнем – объёмнее и ближе к нам, так как стайка, растянувшись вдоль дна цветной полоской, приблизила передний план и уменьшила глубину пространства. Стоило им это сделать, и мы тут же обратили внимание на новые детали оформления аквариума. Например, на маленькие побеги синемы впереди у самого переднего стекла. Но вот, красные неоны собрались вместе слева у передней стенки (фото 3). Теперь глаз не может не остановиться на этом ярком красно-синем пятне, потом скользит дальше к коряге, переходит на наяс, который вдруг стал менее густым, и замечает расположенную ещё дальше саггитарию (честно признайтесь, Вы замечали её раньше?).
Таким образом, рыбки перемещаясь по аквариуму, исполняют роль своеобразных экскурсоводов, обращают наше внимание как на композицию в целом, так и на отдельные детали оформления. Особенно хороши в этой роли достаточно яркие, но небольшие рыбки, такие, например, как неоны и тетры-светлячки. Конечно же, у наблюдателя непременно возникнет желание рассмотреть их поближе (фото 4), но, сделав это, он заметит и прелесть изумрудного ковра риччии, и нежную красоту розоватых побегов гигрофилы…
Фото 4.
Обратимся опять к высказываниям Дали: "Глаз художника – это одновременно и поле битвы, и царство безмятежной идиллии: некоторые зрительные впечатления болезненны, а другие ласкают взор, одни питают ваш глаз, другие доводят его до полного изнеможения..." Аквариум, который мы только что рассмотрели, даёт массу зрительных впечатлений, и хоть "на вкус и на цвет товарищей нет" можно быть уверенным, что "болезненных", либо "доводящих до полного изнеможения" ни у кого не возникло. В этом и состоит умение художника – с помощью подвижных объектов композиции (рыбок), привлечь внимание и к её многоплановости, и к отдельным деталям, причем сделать это так, чтобы не рассеять, а, наоборот, усилить гармоничное восприятие всей картины в целом.
Нужно отметить, что создать привлекательную художественную композицию при доминирующем зеленом цвете очень непростая задача. Необходимость её решения остро встаёт перед каждым, кто использует растения в качестве главного элемента оформления аквариума. Недаром многие аквадизайнеры ограничиваются камнями и корягами, кроме того, используют и разноцветный грунт. В голландском аквариуме заметную роль играют группы растений с красноватыми листьями, используется так называемая "Лейденская улица" из низких растений, выделяющихся по цвету, всё это разбивает сплошной зелёный массив. Дали писал по поводу зеленого цвета: ...рядом с художником нет места хлорофильной экзальтации природы, ибо она подлинная погибель для глаза. Долой тиранию зелёного нарушающую покой глаза, который станет ежесекундно требовать: "Мне нужен оранжевый цвет! Оранжевого!"
А что если действительно порадовать глаз оранжевым? Такой эксперимент провести совсем не трудно, и в качестве новой краски в палитре художника тут выступят гуппи (фото 5).
Фото 5.
Вспомним идею, реализованную при оформлении аквариума – это лесная полянка. Получилось, что на неё слетелись очень яркие и нарядные бабочки. Нет, они не изменили и не испортили композиции, но на время отвлекли от неё внимание. В отличие от харациновых рыбок, гуппи не "экскурсоводы", которые, плавая по аквариуму, расставляют различные акценты в восприятии композиции, представляя её то одной, то другой гранью. Они солисты, использующие аквариум как место своего выступления. В какой бы точке аквариума они не находились, гуппи акцентируют внимание прежде всего на самих себя. Впрочем, получив свою долю оранжевого, глаз вскоре успокаивается и все же начинает замечать неонов и тетр-светлячков. То, что произойдёт дальше уже описано выше - композиция перед внимательным наблюдателем заживет своей собственной жизнью. Конечно же, гуппи повлияли на неё: с ними аквариум кажется более высоким и праздничным. Однако и от праздника нужен отдых, поэтому если Вы созерцаете аквариум для того, чтобы расслабиться после трудового дня в собственной спальне, яркие гуппи в подобной композиции вряд ли Вас устроят. Напротив, в гостиной, такой аквариум всегда создаст приятную атмосферу непринужденного общения, и сам же даст повод для него. Где-нибудь в офисе такой аквариум будет бодрить и снимать излишнее напряжение. Очень хорош аквариум с гуппи в детской: яркие и подвижные рыбки, за которыми, к тому же, легко ухаживать, не могут не пробудить у ребенка интерес к жизни подводного мира. Впрочем, об особенностях "гуппиного" оформления аквариума мы поговорим в другой раз.
Об оформлении аквариума также можно почитать:
"Оформление аквариума с длинностебельными растениями", "Многоликий аквариум - о том, насколько непохожими друг на друга могут быть разные оформления в одном и том же аквариуме".
Небольшое послесловие
Восемь лет спустя после написания этой статьи, ученик Евгения Боровика - Павел Баутин выиграл престижнейший международный конкурс акваскейперов, выставив на суд авторитетного жури во главе с самим Такаси Амано работу "Аромат Леса". Здесь стилистика "Пейзажного Аквариума" - так сам Е. Боровик назвал разработанный им стиль оформления, была доведена до совершенства. Перед нами сосновый бор, и трудно представить, что все это создано под водой. Разве что вместо дятлов на стволах сидят креветки, а отоцинклюс легко ассоциируется с поползнем. Роль других птиц выполняют маленькие юркие расборы. Вся эта живность не яркая и не слишком бросается в глаза (так же ведут себя и настоящие птицы в реальном бору), но попробуйте представить картину без неё и она сильно проиграет.
Павел Баутин, "Forest Scent" ("Аромат леса"), размеры аквариума 150х50х50 см, Гран-При IAPLC 2010.
Фрагмент композиции. Неброская живность, тем не менее, необходима для того, чтобы созданный в аквариуме пейзаж, воспринимался как настоящий лес. Она добавляет живых эмоций. Без нее бор выглядел бы слишком мрачным, не живым, не реалистичным. Не отнять у неё и функции экскурсовода: тоненький стволик на переднем плане без сидящих на нём креветок остался бы совсем неприметным, а между тем это очень важный элемент композиции, задающий глубину восприятия картины в целом и отмечающий пункт начала осмотра.
1) В настоящее время Евгений Боровик известный художник, автор замечательных натюрмортов, выполненных световой кистью, многие из которых без всякого преувеличения можно назвать классическими.
Назад к тексту
- 13317 просмотров