На музыкальной волне

Музыка в жизни аквариумных рыбок.

Оказывается от того, в какой музыкальной среде вынуждены обитать аквариумные рыбки,  зависит многое.

 

Аквариумные рыбки и музыка.

    Долгое время ученые считали рыб глухими. Так пишут во многих книгах, хотя странно читать такое. Рыбаки всегда отлично знали, что шуметь на рыбалке, а особенно стучать нельзя: рыбы услышат шум и уплывут. По мере совершенствования методов проведения исследований  представления учёных о способности рыб слышать существенно изменялись. Теперь считается строго доказанным, что рыбы не только слышат звуки в широком диапазоне частот (от нескольких герц до 3 кГц и выше), но могут различать музыкальные тона. Мызыкальные способности рыб различны, но они несомненно есть. Так, гольян в диапазоне частот 400-800 Гц различает 1/2 тона. Гуппи дифференцируют 2 тона, различающиеся на 1/4 октавы. А вот лабиринтовые рыбы, по некоторым данным, считаются бездарными в музыкальном отношении. Я не готов с этим согласиться и представлю в данном материале ролик, убедительно доказывающий, что это совсем не так.
    Однако сначала совсем немного теории о том, с помощью каких органов рыбы воспринимают звуки. Рыбы слышат с помощью органов акустико-латеральной системы, которая включает в себя внутреннее ухо, плавательный пузырь и Веберов аппарат, а также боковую линию. И в лабиринте, и в органах боковой линии чувствительными элементами выступают так называемые волосковые клетки. Смещение волоска этой сенсорной клетки как в лабиринте, так и в боковой линии приводит к генерации нервных импульсов, поступающих в акустико-латеральный центр продолговатого мозга рыб.
    Лабиринт, или внутреннее ухо, представляет собой парное образование, расположенное в голове рыб, выполняющее функцию органа равновесия и слуха. Слуховые рецепторы (волосковые клетки) в большом количестве присутствуют в двух нижних камерах лабиринта - лагене и утрикулюсе.

лабиринт рыб - орган слуха и равновесия   Рис 1.  Лабиринт рыбы:

1 - лагена
2 - утрикулюс
3 - саккула
4 - каналы лабиринта
5 - расположение отолита в утрикулюсе

    Волоски слуховых рецепторов очень чувствительны к перемещению эндолимфы в лабиринте. Изменение положения тела рыбы приводит к перемещению эндолимфы в полукружных каналах. В результате волоски чувствительных клеток смещаются, что вызывает генерацию нервных импульсов, передающих в мозг информацию о положении рыбы в пространстве. В саккуле, утрикулюсе и лагене размещены отолиты (твердые образования из карбоната кальция), которые повышают чувствительность внутреннего уха. Их общее количество шесть: по три с каждой стороны. Самый крупный отолит размещен в лагене.
    Веберов аппарат представлен тремя парами подвижно сочлененных косточек, которые называются стапесом (контактирует с лабиринтом), инкусом и малеусом  (кость соединена с плавательным пузырем). При помощи косточек Веберова аппарата лабиринт контактирует с плавательным пузырём. 
 

Веберов аппарат рыб  

Рис 2. Веберов аппарат рыбы:

1 - перилимфатический проток
2, 4, 6, 8 - связки
3 - стапес
4 - инкус
7 - малеус
9 - плавательный пузырь

римские цифры - позвонки  

 

    Плавательный пузырь в силу своих резонирующих свойств является усилителем средне- и низкочастотных колебаний водной среды. Звуковая волна вызывает колебания стенки пузыря, которые приводят к смещению косточек Веберова аппарата, одна из которых (стапес) давит на мембрану лабиринта, вызывая смещение эндолимфы и отолитов.
    Система боковой линии реагирует на волны сжатия водной среды, обтекающие потоки, химические раздражители и электромагнитные поля при помощи невромастов - структур, объединяющих несколько волосковых клеток. Невромасты тянутся от головы до хвоста рыбы по бокам тела, образуя боковую линию. Форма этой линии у разных видов рыб разная. 
    Считается, что саккулюс и лагена внутреннего уха обеспечивают звуковую чувствительность рыб с большого расстояния, а система боковой линии позволяет  точно локализовать источник звука вблизи рыбы. Показано, что боковая линия воспринимает низкочастотные колебания, как звуковые, так и связанные с движением других рыб. Таким образом, низкочастотные колебания, возникающие от удара хвостом по воде, воспринимаются другой рыбой как низкочастотные звуки.

Строение слуховой системы рыб  

 

 

Рис 3.    Схема строения слуховой системы рыбы:

1 - головной мозг
2 - утрикулюс
3 - саккула
4 - объеденительный канал
5 - лагена
6 - перилимфатический проток
7 - стапес
8 - инкус
9 - малеус
10 - плавательный пузырь
 

   

    И так, выше я рассказал о теоретических основах восприятия звуков рыбами. А что же получается на практике? Много всего интересного. Вот, к примеру, типичная задача: раскормить рыб, замученных долгим сидением на голодной диете в гигиенических аквариумах международных фирм-поставщиков. Чего греха таить, нередко рыбки прибывают к нам истощенными. Они сильно ослаблены и аппетит у них начисто отсутствует. Одним из таких видов являются целующиеся гурами, а форма "баллон" отличается особой чувствительностью и нежностью. Посмотрим, как музыка может помочь раскормить этих рыб. 
    Вообще-то понятие тафель-музыки (tafel-musik), или застольной музыки, известно с древних времен. Для людей специально написана музыка, способствующая принятию пищи и пробуждению аппетита. А как обстоят дела с рыбами? Оказывается, сходным образом. Я поставил ряд экспериментов, проводя кормежку рыб под музыку. Выяснилось, что далеко не всякая музыка способствует пищевому поведению рыб. Однако мне удалось подобрать довольно удачное музыкальное сопровождение для процесса кормления, когда музыка явным образом влияла на пищевое поведения рыб.  Обратимся к фактическому материалу.

Видео 1. Целующиеся гурами - едят целуясь и танцуя целуются. Те, кто заинтересовался, могут почитать статью о других видах гурами.

    Как видно из приведённого ролика, спокойная мелодичная музыка, когда последовательно развивается одна музыкальная тема, способствует пищевому поведению (первая половина ролика). Всё больше  и больше рыб вовлекается в процесс питания и есть они начинают все более энергично, однако чрезмерная полифоничность звучания, усложнение музыкальной темы (это происходит в последней трети ролика) сбивает рыбок с толку. Часть из них перестает собирать со дна корм и начинают просто плавать по аквариуму. Потом, "поймав тему",  начинают есть снова в новом ритме, смена которого приводит к повторному сбою пищевого поведения. Отсюда можно сделать вывод, что тафель-музыка для аквариумных рыбок должна быть несложной по своей мелодии, обладать легко воспринимаемой ритмической основой, как можно дольше сохранять одну и ту же музыкальную тему и не быть слишком полифоничной. Определившись с этими ключевыми параметрами, я тут же вспомнил про Болеро Равеля - это должно быть то, что нужно. И действительно, результат превзошел все мои ожидания. Судите сами:

Видео 2. Кормление оринокских краснохвостых сомов под музыку.

    Под эту музыку рыбы могут есть бесконечно. Советую взять это на вооружение тем аквариумистам, у кого рыбы едят плохо. Такие жалобы приходится слышать не так уж и редко. Конечно же, тут первым делом надо сделать тесты и разобраться с гидрохимическими параметрами аквариумной воды. Например, при высоких нитритах рыбы есть не будут. Но вот если с водой порядок, то можно прибегнуть к помощи тафель-музыки для рыб.

    Какие еще выводы можно сделать из приведенного материала? Рыбам далеко не безразлично, какая музыка звучит в комнате, где стоит аквариум. Вспомним о резонирующих свойствах рыбьего пузыря и весьма эффективно работающим Веберовом аппарате. Слишком громкая музыка с агрессивной ритмической основой и обилием низких частот будет приводить к стрессу рыб и их дезориентации в пространстве. Поэтому не злоупотребляйте громким прослушиванием тяжелого рока в комнате, где есть аквариум, особенно если в нём живут рыбки-новички, еще только адаптирующиеся к новым условиям. Спокойная классика и лёгкий джаз вполне устроят рыбок. Не очень сложный свинг, к примеру, явно способстует началу турнирных поединков у самцов барбусов, в частности, черных и арулиусов, которые начинают драться под музыку. Не верите? Убедитесь сами!

О влиянии музыки на аквариумных рыбок на Аквариумке

Автор: 
Владимир Ковалев 1апреля 2013

Любые способы полного или частичного копирования и публикации данного
текста и иллюстраций без письменного разрешения администрации
интернет-ресурса aquariumOK.ru запрещены

Политика конфиденциальности

Связаться с администрацией сайта