Шоу Такаси Амано в Москве
Сотворение аквариума, часть II.
Как создать красивый аквариум? Это долгая работа, которая состоит из нескольких этапов. О закладке грунта "по амановски" мы уже рассказали в |
![]() |
Уложить коряги так, чтобы они составили основу будущего подводного ландшафта оказалось не так-то просто.
![]() |
Правильно уложить довольно габаритные коряги - нелегкий труд. Далеко не всегда полученный скелет композиции оказывается красивым сам по себе. Да это и не важно. Важно - как он будет структурировать пространство аквариума, и как созданный с его помощью рельеф будет сочетаться с растениями заднего плана. Предусмотреть это заранее нелегко |
Хотя, в данном случае, коряжки легли довольно живописно, создав уравновешенную композицию. Сам мастер, как видно, остался доволен
На фото вверху довольный содеянным Такаси Амано объясняет, как ему это удалось. По его словам, сам он ничего не придумывает, все берет у природы и, потому и художником-то по большому счету не является. Он всего лишь снимает копии с лучших образцов и именно поэтому "Природный аквариум" (одно из названий созданного им стиля) так красив. Так ли это на самом деле? Рискнем проанализировать, как создается аквариумная композиция самим Амано. Живописно расположить коряги - не самоцель. Надо иметь в виду уже готовый подводный ландшафт (тот который еще пока только задуман или подсмотрен в природе), где эти коряги создадут рельеф поверхности, но сами во многом будут скрыты от глаз. Это нелегкая задача и реализована она может быть только благодаря художественному чутью, опыту и таланту. Многие композиции подражателей Амано оказываются обреченными еще не родившись именно из-за ошибок, сделанных на этом этапе сотворения аквариума. Сами по себе коряги могут лечь красиво, но вот когда они покроются растительностью баланс в компоновке может быть нарушен. Еще один момент - у Амано коряги структурируют пространство всего аквариума. У нас коряга в аквариуме обычно используется как одна из "сильных" деталей его оформления, акцентирующая внимание на определенный участок дна. Здесь же все иначе - охвачен почти весь объем, отчасти и верхний слой.
Когда Такаси Амано работал с корягами, то видно их на темноватой сцене было плохо. Зрители попросили ассистентов подержать сзади светлый экран, но котором бы они выделялись контрастно. Это и обнажило "скелет" аквариума в чистом виде. Обычно, готовый аквариум мы рассматриваем либо на фоне темного задника, либо длинностебельные растения, посаженные вдоль задней стенки, сами играют роль фона. Здесь же перед нами предстала заготовка: контрастные черные контуры коряг на белом фоне. Мы попробовали изобразить это схематически. Правый рисунок отражает идею композиции Амано, левый - показывает, что было бы, если бы те же самые (мы просто перевернули сверху вниз эту часть схемы) коряги лежали "горкой". Получилось вот что:
Здесь коряги лежат "горочкой"
|
А здесь - разлаписто
|
Левый рисунок фокусирует взгляд на одной точке, правый - заставляет осмотреть его от края до края и снизу до верху. Аквариум с такой компоновкой структурирующих его пространство элементов будет казаться выше и объемнее |
Левый рисунок приковывает взгляд к сильной точке, сводя пространственное ощущение композиции к вершине треугольника, при этом поле зрения наблюдателя невольно сужается, а вот при рассматривании правого рисунка взгляд раз за разом обегает всю его площадь, скользя с одной ветви на другую. В аквариуме такое расположение коряг заставит осмотреть его целиком и зрительно расширит относительно небольшой объем, создав в нем простор для будущего ландшафта, который будет построен уже с помощью растений. То, что коряги буквально упираются в стенки, сначала кажется странным, но потом становится понятным для чего это.
В пустые пространства под корягами закладываются камни, украшенные яванским мхом (Vesicularia dubyana) |
![]() |
Итак, коряги ценны не сами по себе, а только как основа будущей композиции. Все ее пространство должно восприниматься целостно, вот почему пустоты между корягами недопустимы. Маэстро специально обратил на это внимание и самым тщательным образом заложил их камнями с яванским мхом. Мох на корягах и тот же мох на камнях - со временем вся поверхность будет выглядеть однородной. Казалось бы укладка камней - простое дело. Но времени на это ушло немало. Делая эту работу, маэстро приговаривал, что в аквадизайне, как и в жизни, успех зависит от того, насколько успешно ты будешь показывать то, что хочешь показать и скрывать то, что показывать нельзя....
После того, как пустоты заполнены (увы, белого экрана нет, и не видно, как это получилось) дело наконец-то дошло до посадки растений. Сначала были размещены 7 анубиасов. По словам мастера 5 или 7 кустов - это оптимальное количество для такой емкости. Растения привязаны к небольшим камням, тем самым они заякорены каждый на своем месте.
Вода в очень небольшом количестве была залита только после того, как все основные структурные элементы композиция были созданы. Далее началась работа с почвопокровными растениями. Их надо сажать не посуху - в неглубокую воду.
Передний план аквариума был густо засажен элеохарисом (Eleocharis parvulus) и глоссостигмой (Glossostigma elatinoides). По бокам были размещены кустики эхинодоруса теннелуса (Echinodorus tenellus). Мастеру приходилось не раз отвлекаться от этой работы, чтобы опрыскать уже посаженые растения водой. Это очень важный момент. Ведь густая засадка аквариума занимает очень много времени - буквально часы. Работать целиком под водой очень неудобно. Но в неглубокой воде уже посаженные растения могут просто-напросто высохнуть. И вот об этом нельзя забывать!
Далее в ход пошли длинностебельные растения. Предварительно уровень воды еще подняли сантиметров до 10 так, чтобы все низенькие травки оказались скрытыми. Были посажены на задний план и между корягами три вариетета людвигии (Ludwigia), альтернантера (Alternanthera lilacina), длиннолистная гигрофила (Hygrophila sp.) и гигрофила многосемянная (Hygrophila polysperma), амбулия (Limnophila aquatica), эустералис (Eusteralis stellata). Все посадки очень плотные: ушла целая большая коробка растений! Но и это еще не все! Вершины коряг тоже были украшены. Для этого потребовалось 5 кустов болбитиса (Bolbitis heudelottii).
Болбитисы (Bolbitis heudelottii) относительно дорогие растения. Привезенные из Японии роскошные кусты подверглись беспощадному ощипыванию - мастеру в конце-концов виднее что подходит для реализации его идеи, а что нет....
|
Зрелище получилось не для слабонервных. У русского человека сердце кровью обливается от такого обращения с шикарным растением. Неужели и этот куст постигнет участь предыдущего?
|
На заключительном этапе оформления был использован еще один папоротник - микрозорум Винделоу (Microsorum pteropus, сорт "Windelov"). Его тоже примостили на корягах.
Далее был установлен свет и система насыщения воды углекислым газом. Но об этом - в очередном
В. Ковалёв, Е. Ковалёва
Обновлено 2013
- 6398 просмотров